Если вас притесняют рейдеры или в отношении вас сфабриковали дело, вам давно пора ознакомиться с нашим алгоритмом победы!
Создайте на нашей платформе свой информационный ресурс, который идеально поможет в достижении ваших целей!
Хочу продолжить разбирать мифы о творчестве.
Сегодня миф о том, что творчество - это сублимация либидо (сексуальной энергии).
Собственно, это верно. Но миф вот где.
Все, в общем, охотно признают, что творчество питается сексуальной энергией. Но никто не хочет признавать, что сублимируется не только либидо, но и мортидо.
Дело в том, что и Фрейд, и задолго до него греки, вывели две базовые мотивации или энергии, управляющие человеческим поведением: Эрос и Танатос.
(У греков на эту тему было еще противостояние Аполлона и Диониса).
Упрощенно говоря, Эрос и Танатос = Либидо и Мортидо.
В человеке есть два биологических инстинкта:
Инстинкт жизни (Эрос) - проявляется в сексуальной энергии ЛИБИДО.
Инстинкт смерти (Танатос) - проявляется в тяге к возвращению в неорганическое состояние, в деструктивных влечениях, направленных на разрушение. Эта энергия была названа МОРТИДО.
Культура создается за счет сублимации, т.е. за счет отклонения энергии инстинктов от своей прямой функции и превращения ее в социальную деятельность.
И, что интересно, сублимируется не только энергия либидо, но и энергия мортидо.
Например, художник достигает вершин в творчестве благодаря тому, что сублимирует свое желание секса в любование женской наготой и ваяние.
А хирург сублимирует свое мортидо в превосходно выполненной операции, боксер - в чемпионстве, солдат - в защите родины и т.п.
Социум позволяет превратить влечение к разрушению в полезные профессии.
Но не надо думать, что в искусстве сублимируется только либидо. Мортидо тоже.
Я бы сказала так: у кого что есть, то и сублимируется.
Все то искусство, которое помогает художнику облегчать негативное напряжение, и является по сути арт-терапией, имеет источником энергию мортидо, т.е. влечение к смерти.
Вот несколько цитат на эту тему.
Согласно психоанализу, Шекспир и Достоевский не стали преступниками потому, что изображали убийц в своих произведениях и так изживали преступные наклонности. «Все эти образы суть только бессознательное поэта, которое он, чтобы освободиться от него, выявил наружу, проецировал», - говорит О.Ранк о творчестве Шекспира.
Гоголь признавался, что избавлялся от собственных недостатков и дурных влечений, наделяя ими героев.
А вот что говорит Е.Деготь:
"Художник – это диагноз. Чтобы было меньше террористов и бандитов, искусство реализует всё это в игрушечной форме. Хорошими художниками являются лишь люди с очень специальным складом психики. Важно, чтобы такие люди стали именно художниками, а не кем-то еще, кто может повредить другим».