СООБЩАЕТ НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ В ИЗРАИЛЕ

Шабат: время зажигания свечей и недельная глава Торы

21 Января 2023

Смысл традиции, основные правила и субботнее благословение



Фото: shutterstock

Время наступления шабата, 20 января: Иерусалим - 16:22, Тель-Авив, Центральный округ, Ха-Шарон и Шфела - 16:41, Хайфа - 16:31, Цфат - 16:28, Тверия - 16:29, Хеврон - 16:30, Ариэль - 16:31, Беэр-Шева - 16:45, Эйлат - 16:37.

Время исхода шабата, 21 января: Иерусалим - 17:42, Тель-Авив, Центральный округ, Ха-Шарон и Шфела - 17:43, Хайфа - 17:41, Цфат, Тверия, Хеврон - 17:39, Ариэль - 17:41, Беэр-Шева - 17:44, Эйлат - 17:46.

Время наступления и исхода шабата, 20-21 января, в некоторых городах диаспоры:

Москва - 16:20 (исход - 17:43), Санкт-Петербург - 16:24 (17:57), Киев - 16:12 (17:25), Минск - 17:09 (18:28), Прага - 16:18 (17:31), Берлин - 16:12 (17:29), Париж - 17:11 (18:22), Лондон - 16:10 (17:25), Нью-Йорк - 16:41 (17:44), Лос-Анджелес - 16:54 (17:53), Торонто - 16:54 (18:00).


Недельная глава "Ваэра": никогда не поздно


Нет ни одного уважающего себя комментатора Торы, который не постарался бы дать ответ на вопрос "Почему Всевышний забрал свободу выбора у фараона?" В самом деле, в нынешней недельной главе описано, что фараону не был оставлен выбор. Ему предстояло стать "мальчиком для битья", чтобы народы мира увидели силу Всевышнего. Но как такое может быть? Один из базовых принципов этого мира - у человека всегда есть свобода выбора, есть возможность раскаяться. "Я укреплю сердце фараона", - говорит Моше Всевышний. Моше пойдет к фараону с просьбой отпустить евреев, а Всевышний укрепит его сердце, и тот откажет. Но в чем тогда вина фараона? Получается, есть ситуации, когда человек может сказать - Бог все решил за меня.

Во время суда над Адольфом Эйхманом одним из центральных аргументов его защитника было утверждение: "Эйхман не виновен, потому что у него не было выбора, вся система фашистской Германии была направлена на уничтожение евреев". Судьи не приняли это утверждение, так как, по их мнению, Эйхман был вовсе не винтиком, а движущей силой машины уничтожения. Судьи написали в своем вердикте, что человек никогда не может сказать "от меня ничего не зависит", "у меня не было выбора". Нет, от человека зависит очень многое.

Но ведь фараон мог сказать именно это! Как же Всевышний сделал такое человеку? И в чем тогда роль Моше? Зачем он ходит к фараону и просит отпустить народ, если все заранее известно? И сколько времени Моше потратил на увещевания фараона? Евреи вышли из Египта в Песах, в весенний месяц нисан. Наказание в виде сбора соломы для производства кирпичей они получили после первого же прихода Моше к фараону. Солому в Египте с полей начинают собирать только в месяце ияр, следующим после нисана. То есть, наказание это было дано евреям за год до Исхода. Получается, что целый год Моше потратил на переговоры с фараоном. Каждая казнь длилась неделю, а три недели Моше предупреждал фараона. Зачем Моше потратил 30 недель на убеждение человека, у которого отобрана свобода выбора?

Пространный ответ Рамбама (Маймонида) на этот вопрос иллюстрирует история, изложенная равом Шломо-Йосефом Зевиным в "Хасидских историях".

Однажды Мойше, хасид адмора Исраэля Ружина, поехал навестить Ребе в Садигуру. Дело было морозной зимой, сумерки опустились рано, и извозчик категорически отказался продолжить путь в темноте. Пришлось остановиться в ближайшей еврейской корчме. Мойше поужинал, согрелся, поднялся на второй этаж в свою комнату и уже было собрался спать, как внизу раздался страшный шум. Разбойники ворвались в корчму и шли из комнаты в комнату, грабя постояльцев и жестоко избивая оказывавших даже малейшее сопротивление. Скоро очередь должна была дойти и до Мойши. Что делает хасид в такой ситуации? Открывает какую-нибудь святую книгу, начинает изучать ее и обращается к Всевышнему с просьбой о спасении. Мойше открыл "Зоар", и тут двери его комнаты с треском распахнулись. Разбойники ворвались в комнату, но ничего не делали, а ждали главаря их шайки. Когда он вошел, удивлению хасида не было предела.

- Янкл! - воскликнул он. - Ты ли это?

- Мойше! - радостно ответил тот. - Конечно, я, а кто же еще?

Они бросились друг другу в объятия, и разбойники, увидев, что поживиться им тут не получится никак, покинули комнату.

Янкл и Мойше вместе учились в хедере и йешиве. Мойше оставил йешиву после женитьбы и с тех пор не видел старого приятеля. Им было о чем поговорить, хасид и главарь шайки уселись за стол и подняли "лехаим" за встречу.

- Я знаю, о чем ты меня хочешь спросить, - после первой же рюмки сказал главарь. - Как я из ешиботника стал разбойником? Я и сам не понимаю, как это получилось. В йешиве, ты же знаешь, я был одним из лучших учеников. Поэтому женился я на дочери богатого корчмаря. Жизнь моя была прекрасной - все дни я сидел в своей комнате на втором этаже корчмы и учился. А жена вела хозяйство. Как-то раз она поднялась ко мне и сказала, что внизу сидят четверо купцов и никак не могут разделить свою выручку. Почему бы мне, как человеку ученому, не помочь им? Я согласился и легко разрешил их противоречия - в Талмуде, который я хорошо знал, есть много моментов, где разбирают имущественные споры. С тех пор купцы приходили чуть ли не каждую неделю, и я помогал им в разделе имущества. Я быстро понял, что никакие они не купцы, а разбойники, но промолчал и продолжал помогать им делить награбленное. Как-то ночью один из четырех разбойников прибежал к корчме, стал стучать в дверь и умолял спасти - за ним гнались другие бандиты и хотели убить и его, и меня, и мою жену. Я выскочил на улицу с топором в руках и уж не знаю, как так вышло, зарубил двух нападавших. После этого у меня уже не оставалось другого выхода, как стать членом шайки и постепенно я превратился ее главаря.

Бог начал укреплять сердце фараона только после шестой казни. Если ты пять раз подряд сказал "нет", то забываешь, как сказать "да". Фараон своим упорством сам у себя забрал свободу выбора. История про ешиботника, ставшего разбойником, учит нас: ошибки надо исправлять быстро. Если человек ошибся один раз, он может быстро ошибку исправить. Как только Янкл понял, что делит награбленное, он должен был тут отказаться иметь дело с грабителями. Но он не решился, он промедлил, и вся его жизнь покатилась под откос. Идея Рамбама заключается в том, что выбор у человека не бесконечен. Если долго себя вести определенным образом, то свобода выбора заканчивается. У ошибки, у греха есть цена, и если их быстро не исправить, то ситуация может оказаться необратимой.

Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон высказывает мнение. противоположное Рамбаму. В следующей главе "Бо" описывается, что Моше приходит к фараону с предупреждением даже и перед восьмой казнью. Отсюда мы учим: как низко бы ты не скатился - не отчаивайся! Даже перед восьмой казнью Всевышний посылает человеку Моше, то есть - предупреждающий звонок. Надо только к нему прислушаться! Рабби Нахман из Бреслава говорил: "Если ты веришь, что можно испортить, верь, что можно исправить". Поэтому отчаиваться не надо. Никогда!

Комментарий основан на цикле лекций, прочитанных равом Ш-З. Ашкенази в 2012–2022 годах


Порядок зажигания свечей в шабат


Считается великой мицвой и ответственностью почитать шабат зажиганием свечей примерно за 20 минут до захода солнца в пятницу вечером. В силу особой святости Иерусалима свечи там зажигают за 40 минут до захода.

Эта уникальная заповедь, возложенная на еврейских женщин, богата смыслом и значимостью. Ибо сказано в книге Зоар: "И если она будет зажигать субботние свечи с радостью в сердце, она принесет мир в свой дом и удостоится детей, которые озарят мир светом Торы, и этим принесет мир на землю и долголетие своей семье!"

Свечи зажигают в той комнате, где устраивают трапезу. Зажигают как минимум две свечи, но во многих общинах принято добавлять по одной свече за каждого ребенка. Свечи должны гореть до конца трапезы или по крайней мере не менее полутора часов. Если они погасли прежде времени, их, разумеется, нельзя зажигать снова. Лучше иметь отдельные подсвечники для субботних и праздничных свечей.

Принято, что каждая из присутствующих женщин зажигает свечи, но допустимо, если одна из них делает это от имени всех. Женщина сначала зажигает свечи, а затем, прикрыв ладонями глаза, произносит благословение. Принято, чтобы, произнеся благословение и еще не открыв глаза, женщина произносила короткую произвольную молитву о благополучии семьи.


Благословение на зажигание свечей в шабат


Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи!

источник

Если Вы желаете оказать нашему изданию посильную материальную помощь, нажмите кнопку «Поддержать журнал», которую Вы увидите ниже, пожертвовав сумму, которую Вы посчитаете нужным. Благодарим заранее!
Поддержать журнал
ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПУБЛИКАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНЫМ СЕТЯМ, ЖМИТЕ НА ЭТИ ЗНАЧКИ



Оставить комментарий:

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение